Главная > Библиотека > Стратегическое планирование, разработка стратегии, корпоративные и функциональные стратегии
Источник: CIG Business Consulting
Прибегая к помощи консультантов, предприятие получает независимый профессиональный взгляд на все существующие проблемы, оценку их сути, а также конкретные практические рекомендации по способам их решения с использованием накопленного консультантами опыта и знаний эффективных международных инструментов управления и методик. При этом, консультанты всегда готовы оказать поддержку клиенту в процессе внедрения рекомендаций. Поэтому не случайно консультанта называют “доктором”, помогающим сделать точную диагностику “заболевания” и назначить правильное “лечение”. Автор статьи – директор CiG Business Consulting Кузьмин Вячеслав Васильевич.
В странах с развитой рыночной экономикой консультационный бизнес существует уже многие десятилетия и превратился в важную сферу услуг. Практически ни одно предприятие не принимает стратегических решений и мер по устранению препятствий на пути к повышению эффективности без учета рекомендаций профессиональных независимых консультантов. Причем, в этих странах давно сложилась практика, при которой менеджеры компаний не пытаются подменять консультантов, твердо полагая, что каждый должен заниматься своим делом.
Хотя в Россию консалтинговый бизнес пришел значительно позже (в конце 80-х
годов), в Москве и других городах станы обосновались ведущие международные консалтинговые
компании, создана не одна сотня российских компаний различных специализаций,
что диктуется потребностью рынка, который становится все более динамичным. Российские
компании все активнее привлекают консультантов, предоставляющих услуги по управлению
и финансам для решения наиболее злободневных вопросов.
Зачем нужен консультант?
Прибегая к помощи консультантов, предприятие получает независимый профессиональный
взгляд на все существующие проблемы, оценку их сути, а также конкретные практические
рекомендации по способам их решения с использованием накопленного консультантами
опыта и знаний эффективных международных инструментов управления и методик.
При этом, консультанты всегда готовы оказать поддержку клиенту в процессе внедрения
рекомендаций. Поэтому не случайно консультанта называют “доктором”, помогающим
сделать точную диагностику “заболевания” и назначить правильное “лечение”.
Типичные ошибки при поиске консультанта.
К сожалению, довольно часто к услугам консультантов прибегают с опозданием. Особенно это характерно для производственных компаний. Делать это следует при появлении первых очевидных симптомов возникших проблем, которые нельзя решить своими силами из-за отсутствия соответствующих внутренних ресурсов. Помощь внешних специалистов, даже обладающих солидным практическим опытом, в ситуации, когда предприятие сильно запущено, может оказаться в лучшем случае ограниченной.
Малоэффективными окажутся усилия консультантов, если между пригласившими их собственниками, менеджерами и специалистами идет серьезный спор о стратегии предприятия (холдинга), структуре управления, путях повышения эффективности. В таких случаях консультантам далеко не всегда удается «примирить» противоположные точки зрения и нередко из-за этого проект буксует или вовсе приостанавливается.
Часто в самом начале подбора консультанта приоритет отдается исключительно ценовому критерию. Руководитель поручает, как правило, работнику низшего звена, путем обзвона выяснить, сколько стоит та или иная услуга. При этом не сообщается необходимая информация о потенциальном клиенте, характере и объеме имеющихся проблем, что и в какие сроки должны выполнить консультанты. Ни одна серьезная консультационная компания не может заочно назвать стоимость работ, о которых она ничего не знает. Ответ могут дать лишь небольшие малоопытные компании, качество услуг которых сразу должно вызвать сомнение.
Главным критерием выбора консультанта должна быть гарантия качества работы. Следует соблюдать золотое правило: искать надо не столько консалтинговую компанию, сколько нужных специалистов, способных реализовать поставленную задачу. Для этого не обязательно сразу же обращаться в крупные компании, которые больше других наслуху, - там может не оказаться нужных специалистов. Их поиск – дело не простое и длительное.
Многие консультационные компании стараются воздействовать на потенциальных клиентов демонстрацией обширных списков выполненных в разные годы проектов, названий крупных клиентов. Изучить историю консалтинговых компаний, на предварительном выборе которой вы решили остановиться, конечно, нужно, но при этом важно поинтересоваться проектным опытом ныне работающих в ней консультантов.
Поиск и отбор консалтинговой компании целесообразно начинать только после принятия
советом директоров принципиального решения на этот счет и выделения соответствующих
финансовых ресурсов. Желательно сформулировать перечень проблем, подготовить
техзадание. Не стоит тратить время на предварительный зондаж и беспредметные
разговоры с представителями консалтинговых фирм, если вы еще не решили эти главные
вопросы.
Где искать консалтинговую компанию?
Это далеко не праздный вопрос, особенно для тех, кто не имеет опыта сотрудничества с внешними консультантами. Сейчас в разных базах данных можно обнаружить более 350 компаний, позиционирующие себя как консультационные. Большинство из них – это небольшие фирмочки при различных НИИ, кафедрах учебных заведений, лабораториях, нередко только пробующие свои силы на поприще консалтинга. Выбрать из этого числа надежного исполнителя заказа клиента трудно.
Определенным доверием могут пользоваться компании, участвующие в рейтингах, публикуемых журналами «Эксперт», «Деньги». Правда эти рейтинги следует внимательно изучить. Поскольку в основе рейтинга лежит оборот, в последние годы на верхних строчках оказываются компании, специализирующиеся преимущественно на информационных технологиях (в т. ч. продающие “железо”) и не занимающиеся вплотную управленческим консалтингом. Крупных опытных компаний, чей профиль деятельности – управленческое консультирование, не так уж много.
В рейтингах вы встретите т.н. «гибридные» структуры, занимающиеся и аудиторскими, и консультационными услугами. Отношение к их предложениям должно быть взвешенным, ибо аудит и консалтинг – разные вещи, у них разные цели, соответственно и разный опыт работников.
Чаще всего поиск ведется через Интернет и это вполне логично. Использую существующие
системы поиска, достаточно назвать нужные Вам услуги (сформулировать проблемы),
чтобы получить нужную информацию на сайтах компаний, предлагающих свою помощь.
Какую компанию выбрать?
На рынке вы найдете предложения так называемых «свободных» консультантов, работающих «сами по себе», вне юридических лиц. Эти специалисты, как правило, могут решать локальные задачи на небольших предприятиях, к тому же их ответственность перед клиентом невысока.
Привлекать к сотрудничеству крупные международные компании целесообразно в тех случаях, когда это совершенно необходимо для поднятия международного авторитета клиента. Однако гонорары этих компаний весьма высокие. К тому же ими зачастую используются стандартные схемы работы без достаточного учета российской специфики.
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, выбирать консультанта из числа опытных, не обязательно крупных российских фирм, желательно имеющих опыт работы с зарубежными клиентами и по реализации в России международных проектов (Программа Tacis EC, МБРР, ЕБРР и др.).
Прежде всего, следует посмотреть в Интернете, какие сведения о себе дает та или иная компания. Если это опытный коллектив, то в его штате должно быть несколько десятков специалистов (экономисты, финансисты, инженеры, математики, управленцы) с дипломами ведущих российских ВУЗов, зарубежных бизнес-школ, с солидным опытом деятельности, в т.ч. в международных компаниях. Посмотрите на список клиентов, перечень выполненных проектов. Опытная компания, как правило, предоставляет целый комплекс интегрированных услуг, в том числе:
* Стратегическое управление (вопросы развития компаний и холдингов, разработка
стратегии развития регионов)
* Развитие производственных систем - операционный менеджмент (вопросы выявления
потенциала эффективности; перепроектирование (реструктуризация) производственных
систем, ренжиниринг бизнес-процессов, эффективность обслуживания и ремонта оборудования,
управление качеством, экологический менеджмент и д.р.)
* Управление инвестиционно - строительной деятельностью (вопросы выявления потенциала
повышения операционной эффективности; реформирование инвестиционно - строительной
деятельности и строительного комплекса.)
* Управление материально – техническим обеспечением (организация планирования
потребности в МТР и заявочной кампании, управление запасами, подготовка к внедрению
информационных систем, ведение классификаторов МТР, оценка затраты системы снабжения,
ключевые показатели эффективности для работников системы снабжения, организация
процедур выбора поставщика, электронные закупки, диспетчеризация транспортных
потоков).
* Управление цепочкой поставок (организация производственного планирования,
процедуры MRP в цепочке сбыт – производство – снабжение, выбор стратегии планирования,
планирование спроса, подготовка к внедрению информационной системы для производственного
планирования, управление запасами)
* Управление инвестиционными проектами (внедрение методологии проектного управления,
использование типовых международных контрактов FIDIC, механизм принятия решений
при изменении основных параметров проекта, создание системы документооборота
для планирования и контроля исполнения проекта, выбор и оценка работы подрядчиков,
подготовка к внедрению информационных систем для проектного управления).
* Системы управления (разработка и совершенствование систем управления, управление
рисками, программы интеграции при слиянии/поглощении).
* Управление персоналом (разработка эффективной системы управления, совершенствование
системы мотивации, оценка управленческого потенциала)
* Управление экономикой и финансами (вопросы совершенствования системы управления
экономикой и финансами, управленческого учета и бюджетирования; организация
контроллинга)
* Информационные технологии (вопросы совершенствования информационных систем;
содействие в выборе и техническом проектировании)
Предварительные контакты с консультантами.
Они обязательно необходимы на этапе предварительного отбора кандидатов для получения дополнительной информации о способности к выполнению поставленных вами задач. Важно чтобы предварительные переговоры провел сам руководитель компании либо уполномоченный на то его заместитель. Практика показывает, что менеджеры направлений, если им поручить выбор консультанта, часто «забраковывают» наиболее опытную консультационную компанию, видя в ней не помощника, а конкурента, работа которого может поставить под сомнение профессионализм руководителей среднего звена. В процессе разговора постарайтесь получить личное мнение о компетентности консультантов. Квалифицированные специалисты будут высказывать свежие подходы, покажут знание фактов, не станут без устали рекламировать себя, не будут без необходимости употреблять «замысловатую» терминологию, а самые сложные вещи объяснят простым понятным языком. Они продемонстрируют гибкий подход к решению поставленных задач, предложат несколько вариантов организации консалтинговой работы, нарисуют схему тесного сотрудничства со специалистами предприятия.
Если вам необходимо решить ограниченный круг не самых сложных проблем, то возможно, уже в ходе предварительных контактов вы остановите свой выбор на одной из них и, сообщив техзадание, попросите подготовить коммерческое предложение. Так бывает часто.
Если же предприятию предстоит решить целый комплекс проблем, причем наиболее сложных (например, реструктуризация, реинжиниринг бизнес-процессов, построение системы управления холдингом и др.), то следует провести закрытый тендер среди вызвавших у вас наибольшее доверие компаний.
Все Ваши вопросы и комментарии присылайте, пожалуйста, на адрес info@mr-consulting.ru
Для авторов: Уважаемые авторы статей, материалов, исследований по вопросам управления бизнесом! Предлагаем вам разместить публикации на страницах сайта alt-marketing.ru с обязательным указанием авторства, адреса e-mail, ссылки на веб-сайт. Ваши материалы присылайте, пожалуйста, на на адрес info@mr-consulting.ru