Главная > Библиотека > Стратегическое планирование, разработка стратегии, корпоративные и функциональные стратегии
Источник "stplan.ru - стратегическое управление"
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает "Сила", "Слабость", "Возможности", "Угрозы". С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
Как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице
Таблица 1. Матрица SWOT анализ
|
возможности | угрозы |
сильные стороны | СИВ | СИУ |
слабые стороны | СЛВ | СЛУ |
Таблица 2. Матрица возможностей.
вероятность использования возможностей | влияние | ||
сильное | умеренное | малое | |
высокая | ВС | ВУ | ВМ |
средняя | СС | СУ | СМ |
низкая | НС | НУ | НМ |
Таблица 3. Матрица угроз.
вероятность использования возможностей | влияние | |||
|
разрушение | критическое состояние | тяжелое состояние | легкие ушибы |
высокая | ВР | ВК | ВТ | ВЛ |
средняя | СР | СК | СТ | СЛ |
низкая | НР | НК | НТ | НЛ |
Таблица 4. Составление профиля среды.
фактор среды | важность для отрасли A | влияние на организацию B | направление влияния C | степень важности D=A*B*C |
1 2 3 … |
|
|
|
|
Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров
и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются
ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком
с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой
стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным
выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная
характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи
иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию.Для
избежания указанных ошибок и извлечения максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо
выполнять следующие несложные правила.
Правило 1. Необходимо тщательно определить
сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий
весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для
менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах.
Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление
наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами,
слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние
черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны
с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми
лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ
только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они
должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной
только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет
силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких
сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие
из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы
в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю
входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам
обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его
одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный
в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ
— это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей
степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Следует избегайть пространных и двусмысленных заявлений.
Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают
подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства
покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ. Подтверждением
тому служит рис. А3.2. К примечасть покупателей воспримет как плохо определенное,
лишенное смысла заявление. Этот элемент нужно разбить на несколько более значимых
с точки зрения покупателя составляющих:современное оборудование…
В таблице 5 приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый
SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый
элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так
и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно,
как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Таблица 5. Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа.
Показатели внешней среды | Показатели непосредственного окружения | Показатели внутренней среды компании |
Экономические факторы - величины ВНП,
темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности
труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. |
Покупатели - географическое положение, демографические
характеристики, социально-психологические характеристики, отношение
покупателей к продукту Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон Рынок рабочей силы |
Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы Организация управления Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки Финансы фирмы Маркетинг Организационная культура |
Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:
SWOT-анализ применяется для:
Все Ваши вопросы и комментарии присылайте, пожалуйста, на адрес info@mr-consulting.ru
Для авторов: Уважаемые авторы статей, материалов, исследований по вопросам управления бизнесом! Предлагаем вам разместить публикации на страницах сайта alt-marketing.ru с обязательным указанием авторства, адреса e-mail, ссылки на веб-сайт. Ваши материалы присылайте, пожалуйста, на на адрес info@mr-consulting.ru