АЛЬТ-Маркетинг - Альтернативные Маркетинговые Технологии

Главная > Библиотека > Изучение и анализ конкурентов, конкурентная разведка, бенчмаркинг (benchmarking)

Бенчмаркинг: книга рецептов по обучению и развитию персонала

Источник: Мегарост и HR-Portla

Метод бенчмаркинга не является новым явлением в маркетинговой среде не только за рубежом, но и в России. Говоря о бенчмаркинге, мы затрагиваем, в основном, вопросы технологий, производства, продвижения и так далее, достаточно гибко обходя вопрос, связанный с перенятием технологий в области управления персоналом и обучения.

Целесообразно ли пользоваться опытом развития персонала организаций из других сфер бизнеса? Насколько это рискованно? Какие технологии по работе с человеческими ресурсами возможно перенять, а какие присущи только одной организации? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в материале своей статьи.

Для начала разберемся с терминами и типологией этого с одной стороны известного, с другой стороны уникального метода развития организации как бенчмаркинг.

Сам термин "бенчмаркинг" произошел от английского слова benchmark ("начало отсчета", "зарубка"). В русском языке нам более привычно слышать такое словосочетание как "перенятие опыта". Бенчмаркинг - это маркетинговый метод, представляющий собой систематическую деятельность, которая направлена на поиск, оценку и обучение на примере опыта успешных компаний.

Виды бенчмаркинга согласно географии его проведения.

Выбор типа бенчмаркинга должен соответствовать целям и задачам его проведения, кратко охарактеризуем каждый из основных видов:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Направлен на изучение и внедрение российскими компаниями зарубежного опыта.

ВНЕШНИЙ

Направлен на изучение опыта сторонних компаний преуспевших в определенной сфере деятельности.

ВНУТРЕННИЙ

Направлен на изучение внутреннего опыта компании, анализ деятельности подразделений с иной сферой работы, но какими-либо схожими процессами. Если мы имеем дело с холдингом, то есть возможность сравнивать схожие структурные подразделения на разных предприятиях.

Теперь, давайте вместе, оценим возможности и препятствия применения каждого из перечисленных видов бенчмаркинга при условии, что наша цель: исследовать сферу обучения и развития персонала.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ бенчмаркинг

преимущества

ограничения

  • глобализация и прогресс информационных технологий повышают возможности для международных проектов
  • зарубежные компании более открыты к подобного вида маркетинговым исследованиям;

международный бенчмаркинг достаточно затратное мероприятие, при условии что мы осуществляем его собственными силами наблюдая за процессами, а не только анализируя отчеты и статистику в открытых источниках.


Что можно исследовать:
Бенчмаркинг процессов

Возможные ошибки: одним из наиболее важных препятствия является так называемый "синдром ментальности". Не все западные технологии возможно применить и внедрить на российской почве. Лишь профессионалы способны создать синтез западных технологий и российской действительности.

Процесс глобализации во всем!

Пример из практики: Американская авиакомпания Southwest Airlines решила улучшить свои финансовые показатели. Опросив клиентов, менеджеры поняли, что завоевать их симпатии можно более удобным расписанием и увеличением числа рейсов. Пришли к выводу: необходимо сократить время пребывания самолета на земле, не нарушая при этом технических норм. Но как это сделать? Обратившись к опыту других авиапредприятий, компания обнаружила, что по времени обслуживания самолетов она и сейчас вне конкуренции. Кто-то из служащих обратил внимание на то, что эталоном скорости обслуживания транспортного средства считаются автогонки. Менеджеры авиакомпании изучили специальную литературу и познакомились с основными принципами командной работы техников. А затем внедрили эти же принципы у себя. Конечно, авиакомпания не смогла обслуживать самолеты с такой же скоростью, с какой в "Формуле-1" обслуживают машины, однако время на эту процедуру сократилось с 45 до 15 минут, а количество рейсов увеличилось.  

ВНЕШНИЙ КОНКУРЕНТНЫЙ бенчмаркинг

преимущества

ограничения

  • дает возможность исследовать передовые технологии;
  • можно изучить опробованные и успешные на практике методы развития персонала;
  • при анализе сферы деятельности прямых конкурентов нет необходимости преобразовывать опыт в собственную сферу, так как сфера деятельности компаний и рынок едины;
  • большинство компаний-конкурентов склонны не открывать, а наоборот утаивать успешные технологии работы;
  • перенимая опыт у конкурентов в сфере управления персоналом, мы копируем технологии и, таким образом, теряем индивидуальность развития собственного персонала.
  • перенимая конкретные технологии у конкурентов мы признаем успешность их развития, что укрепляет их позиции на рынке.


Что можно исследовать:
Стратегический бенчмаркинг и бенчмаркинг затрат

Возможные ошибки: необходимо учитывать, что при исследовании и внедрении положительного опыта вы не застрахованы от перенятия ошибок. Так как информация на конкурентном рынке открыта лишь частично, то существует риск получить половинчатый результат. Это как в сложном механизме достаточно забыть всего одну деталь и система не будет работать.

Ваши конкуренты уже 7 раз отмерили!

Пример из практики: ежедневно, просматривая рекламу по телевизору, даже непрофессионал может отследить тенденции заимствования функциональных и продуктовых идей конкурирующих компаний в сфере телекоммуникаций, FMCG и других сферах. Благодаря конкурентному бенчмаркингу на рынке постоянно появляются новые марки товаров и услуг для клиентов. Например, в своё время, одна крупная компания вывела на рынок пивную марку, которое позиционировалось как "пиво основного спроса" До этих пор Компания выпускала более дорогие сорта пива, но, увидев, какую прибыль приносит конкурентам средне ценовой продукт, решила выпустить продукт подобного уровня.

ВНЕШНИЙ бенчмаркинг (иная сфера бизнеса)

преимущества

ограничения

  • информация более доступна, так как нет прямой конкуренции с объектом бенчмаркинга;
  • возможность выбора успешных компаний и перенятие передового опыта в области обучения и развития;
  • возможность увидеть схожие процессы в иных бизнес-реалиях;
  • получить нестандартные решения в области обучения и развития персонала.
  • доступность информации создает сложности при выборе компании- источника для процесса бенчмаркинга;
  • процесс выбора эталонной компании для перенятия опыта является ресурсозатратным.

  Что можно исследовать: Стратегический бенчмаркинг и бенчмаркинг затрат

Возможные ошибки: технологии работы изначально не соответствуют стратегическим целям и задачам вашей компании. Всегда существует риск перенять технологии, которые невозможно адаптировать к собственным бизнес-процессам.

Ищите эффективные рецепты там, где их быть не может!

Пример из практики: история о том, как компания Xerox в начале 1980-х годов усовершенствовала сбыт своей продукции, переняв опыт компании L. L. Bean, классика практики по бенчмаркингу.

Руководство Xerox выяснили, что в их логистике есть недоработки - управление складскими запасами. После долгих поисков эталона они решили изучить опыт компании L. L.Bean, и отправили туда своих представителей. Обнаружилось, что L. L. Bean активно использует в логистике информационные технологии, а также специализированным способом сортирует и размещает товары. Подобные принципы стали полезны и в Xerox.

Проанализировав всего лишь несколько видов бенчмаркинга, мы смело можем делать вывод о том, что нам есть чему учиться не только в сфере инновационных технологий, производства, логистики, стратегического менеджмента, но и в сфере обучения и развития самого ценного ресурса компании - человеческого капитала. На сегодняшний день, еще не все компании на российском рынке воспринимают сферу обучения персонала как инструмент, сильно влияющий на бизнес-результат, отсюда и открытость источников в сфере обучения и развития, а следовательно, существует возможность, при грамотном выборе вида бенчмаринга и постановке задач, анализировать и применять накопившийся международный опыт для успеха и развития нашей собственной компании!


Все Ваши вопросы и комментарии присылайте, пожалуйста, на адрес info@mr-consulting.ru

Для авторов: Уважаемые авторы статей, материалов, исследований по вопросам управления бизнесом! Предлагаем вам разместить публикации на страницах сайта alt-marketing.ru с обязательным указанием авторства, адреса e-mail, ссылки на веб-сайт. Ваши материалы присылайте, пожалуйста, на на адрес info@mr-consulting.ru

Rambler's Top100